Горячий и холодный ресайклинг: сравнение технологий

Под давлением многотонных фур и погодных условий асфальтобетонное покрытие трескается, покрывается колеями и выбоинами. Ресайклинг — технология повторного использования старого асфальта, это разумно, экономно и экологично. Повторное использование асфальта реализуется посредством двух основных технологий: горячего и холодного ресайклинга. Несмотря на общую цель, данные методы принципиально различаются по технологическому процессу, областям применения и итоговым технико-экономическим показателям.

Принципиальные различия горячего и холодного ресайклинга

Горячий ресайклинг представляет собой технологию, реализуемую в стационарных условиях на асфальтобетонном заводе (АБЗ). Процесс включает следующие этапы:

  1. Фрезерование: Снятие верхнего изношенного слоя дорожного покрытия с помощью дорожной фрезы.
  2. Транспортировка: Доставка полученного асфальтогранулята на АБЗ.
  3. Переработка на заводе: RAP (Reclaimed Asphalt Pavement) подается в специальный нагревательный барабан или параллельный смеситель, где при температурах 160–180°C происходит его нагрев и смешивание с новыми компонентами: битумным вяжущим, щебнем и песком (инертными материалами). Доля RAP в смеси, согласно нормативным документам, может достигать 40-50% и более, в зависимости от оборудования и проектных требований.
  4. Укладка: Готовая горячая регенерированная асфальтобетонная смесь транспортируется на объект и укладывается стандартным асфальтоукладчиком с последующим уплотнением катками.

Холодный ресайклинг (регенерация на месте) — это технология, выполняемая непосредственно на дороге (in-situ). Ключевым звеном является специальный комплекс машин — ресайклер.

  1. Фрезерование и смешивание: Ресайклер производит фрезерование существующего покрытия на глубину до 30 см (иногда с захватом части основания), измельчает асфальтогранулят и в смесительной камере вводит вяжущие материалы. В качестве вяжущих используются, как правило, битумные эмульсии или вспененный битум. Для повышения структурной прочности слоя в смесь могут добавляться минеральные вяжущие, например, цемент.
  2. Укладка и уплотнение: Полученная холодная эмульсионно-минеральная смесь немедленно распределяется и профилируется отвалом ресайклера или автогрейдером. Уплотнение осуществляется последовательно: сначала тяжелыми вибрационными катками для достижения требуемой плотности, затем — пневмоколесными катками или катками статического действия для формирования ровной поверхности.

Сравнение по ключевым параметрам

1. Энергоэффективность и экологичность
Здесь преимущество полностью на стороне холодного метода. Горячий ресайклинг требует значительных энергозатрат на нагрев асфальтогранулята и новых каменных материалов до высоких температур, что сопровождается существенными выбросами парниковых газов. Холодная технология выполняется при температуре окружающей среды, исключая этап нагрева. Кроме того, минимизируется транспортная логистика (отсутствует необходимость в перевозке RAP на АБЗ и смеси обратно), что дополнительно снижает углеродный след. Снижение выбросов CO2 при применении холодного ресайклинга может достигать 50–70% по сравнению с традиционной заменой покрытия.

2. Стоимость и скорость выполнения работ
Экономическая эффективность напрямую связана с технологическими особенностями. Исключение из процесса АБЗ и сокращение транспортных расходов делают холодный ресайклинг на 20–40% дешевле горячего метода или полной замены покрытия. Высокая производительность ресайклера и выполнение всех операций в едином цикле значительно сокращают сроки проведения работ и время ограничения движения, что является критически важным фактором для дорог с высокой интенсивностью движения.

3. Долговечность и область применения
Данный параметр является определяющим при выборе технологии.

  • Горячий ресайклинг позволяет получить асфальтобетон (регенерат), физико-механические характеристики которого (прочность, плотность, водостойкость) сопоставимы со свойствами смесей, изготовленных полностью из новых материалов. Это делает его пригодным для устройства верхних слоев износа на дорогах высоких технических категорий (I-II) с интенсивным и тяжелым движением. Полученное покрытие обладает высокой износостойкостью и долговечностью.
  • Холодный ресайклинг формирует структурный слой, который по своей сути является укрепленным основанием. Материал холодной регенерации не обладает монолитностью и износостойкостью горячего асфальтобетона. Он набирает прочность постепенно, в процессе испарения воды из эмульсии и гидратации цемента. Поэтому основная область применения холодного ресайклинга — это восстановление и усиление несущих слоев оснований дорожных одежд. Поверх такого основания практически всегда требуется устройство защитного слоя или полноценного слоя износа из горячей асфальтобетонной смеси. Технология оптимальна для дорог III-IV категорий, где может применяться для ремонта всего конструктива покрытия.

Горячий ресайклинг — это решение для создания высокопрочных и долговечных верхних слоев покрытия на магистралях с максимальной транспортной нагрузкой.

Холодный ресайклинг — это экономически эффективный и быстрый метод восстановления несущей способности дорожной одежды путем устройства прочных слоев основания.

Оптимальный подход в современном дорожном строительстве часто заключается в их комбинации: использование холодного ресайклинга для создания стабильного и ровного основания с последующей укладкой на него более тонкого, но износостойкого верхнего слоя из горячей регенерированной смеси.

Подпишитесь на наш
telegram канал

Присоединяйся к нам Telegram канал,
чтобы получить ещё больше интересного
контента и быть в курсе всех новостей
Нас уже больше 10 тысяч

Есть вопросы по запчастям?
Звоните нам или пишите в мессенджеры!

Пн. - Пт. 09:00 - 20:00
+7 495 211-43-33

    Номер телефона

    Комментарий

    Нажимая кнопку “Получить консультацию” вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

    СПК РесурсМенеджер
    Есть вопросы по запчастям? Мы ответим! Написать в WhatsApp