Технология изготовления асфальта – от компонентов до готового продукта

Асфальтобетонная смесь состоит из различных компонентов. Каждый из них важен для обеспечения хороших эксплуатационных свойств дороги. Сегодня расскажем о составляющих асфальтобетона, технологии его изготовления и спецтехники, которая используется для смешивания.

Добавки в составе асфальта, улучшающие его свойства

Основной состав асфальта:

  • Крупнозернистый щебень и гравий различных горных пород — диаметром до 40 мм. Это каркас смеси, который обеспечивает прочность и несущую способность дорожного покрытия.
  • Мелкозернистые фракции щебня диаметром 5–15 мм. Используется в качестве верхнего покрытия, если асфальт укладывают в два слоя.
  • Карьерный песок или отсев, полученный после дробления щебня — мелкозернистые фракции.
  • Жидкий или вязкий битум для асфальта. Первый используют для прокладки дорог в зимний сезон, второй — в теплое время года. Коэффициент вязкости зависит от конкретного состава смеси и температуры укладки асфальта.

В смеси также присутствуют различные добавки для асфальта:

  • Адгезионные. Они обеспечивают морозостойкость и прочность асфальта, чтобы на нем раньше времени не появлялись трещины, выбоины и волны. Адгезионные присадки прочно сцепляют битум со щебнем и другими минеральными заполнителями. Выбор добавки будет зависеть от конкретной пары «камень + битум». Количество препарата выбирается по результатам предварительных лабораторных исследований.
  • Порошки из минеральных агрегатов. Они делают асфальтобетон более плотным, упругим, водостойким, уменьшая риск коррозии и появления трещин.
  • Химические. Они снижают или, наоборот, усиливают отдельные свойства асфальта. К примеру, химические присадки могут использовать для дорог с высокой загруженностью. Так смесь становится более стабильной и устойчивой к механическим воздействиям.
  • Каучуковая крошка при изготовлении резиново-асфальтной смеси.
  • Стабилизирующие с целлюлозным волокном. Оно помогает удерживать вяжущее вещество в структуре асфальтобетона, не позволяя ему вытечь наружу.
  • Полимерные. Их добавляют в смеси, которые укладывают возле остановок общественного транспорта, перекрестков, участков возле пешеходных переходов, а также на мостах, взлетно-посадочных полосах. Такие примеси делают асфальт более упругим при воздействии высоких температур, устойчивым к интенсивным динамическим нагрузкам.
  • Для противодействия шипованным шинам. Армирующие добавки защищают каменные материал от преждевременного истирания.
  • Понижающие температуру. Они расширят диапазон эксплуатационных температур и позволяют уменьшить температуру укладки покрытия на 30–50 °C.

Из каких этапов состоит процесс производства асфальта

Технология изготовления асфальта:

  1. Подготовка сырья. Основные заполнители механически обрабатывают, чтобы получить нужный размер и форму зерен. Материл проходит через дробильную и ситовую установки. Также все компоненты предварительно просушивают при температуре +160 °C, так как часто они поступают на производство во влажном состоянии.
  2. Тщательное смешивание материалов: всех заполнителей с вяжущим/жидким битумом. Если это горячий асфальт, после добавления битума температура смеси обязательно поддерживается на уровне +170 °C — вплоть до укладки покрытия. Подобные условия возможны благодаря специальным бункерам, где асфальт хранится не более 4 дней.
  3. Добавление различных модификаторов, которые улучшают свойства асфальта.
  4. Контроль качества. После смешивания смесь проверяется на однородность, уровень температуры, степень вязкости. При необходимости вносятся корректировки.
  5. Транспортировка. Смесь доставляют к месту, где происходят работы по укладке асфальта. Ее перевозят в специальных изотермических машинах, которые поддерживают нужную температуру материала. Перевозка должна быть максимально быстрой, чтобы смесь не успела остыть.

У разных модификаций асфальтобетона (горячего, теплого, холодного) есть некоторые различия в технологии производства.

Спецтехника для изготовления асфальта

Для производства асфальта используют специальное оборудование — асфальтобетонные заводы (АБЗ). Их также применяют для переработки демонтированного покрытия и изготовления черного щебня (смешивания щебня с битумом).

Они могут быть стационарными, сборно-разборными или мобильными, передвижными. Последние часто используются при укладке горячего асфальта, так как в этом случае транспортировка материала не всегда целесообразна.

Выгоднее и эффективнее производить смесь сразу на месте, близкому к укладке. Не нужно дополнительно тратиться на перевозку, подготавливать площадку для установки оборудования. Передвижная спецтехника также быстрее запускается и способна производить большое количество смеси почти наравне со стационарными системами.

Мобильные АБЗ бывают трех типов:

  • Прицепные. Подходи для изготовления небольшого количества смеси — для асфальтирования коротких дистанций. Производительность может варьироваться от 10 до 80 т/час.
  • Трейлерные. Есть модели со средней эффективностью, которые позволяют смешивать до 160 т/час, и более мощные — с производительностью до 600 т/час.
  • Контейнерные.

По принципу функционирования АБЗ также бывают цикличными и непрерывными. На первых применяются дозаторы и оборудование периодического использования. На вторых — все этапы подготовки, смешивания и выгрузки готовой смеси происходят одновременно. Полная автоматизация производства.

Современные тренды и технологии производства асфальта

Чтобы асфальт не изнашивался долгое время, компании внедряют различные современные технологии:

  • Использование геосинтетических материалов. Часто используют геотекстиль и геосетку. Они позволяют экономить на других компонентах, делают дорогу устойчивой к дождям и таящему снегу.
  • Ресайклинг и добавление асфальтогранулята (вторичный материал после фрезирования старого покрытия) в соотношении 20% к общей смеси.
  • Литой асфальтобетон. Данный материал обладает высоким уровнем износостойкости. Он поглощает напряжение от движущихся машин. При этом смесь не нуждается в уплотнении и легко сцепляется с другими слоями полотна.

Прокладка автомобильных дорог начинается с изготовления асфальтобетонной смеси — по специальной технологии. Она состоит из щебня, гравия, песка, минерального порошка и различных добавок, которые улучшают свойства и срок годности покрытия.

Асфальтобетон изготавливают в специальных асфальтобетонных заводах. Они могут быть стационарные и передвижные «на колесах», особенно если речь идет о горячем материале, где важно скорость доставки материала к месту покрытия, пока тот не остыл.

Если вам необходимо приобрести запчасти для АБЗ, обращайтесь в нашу компанию «СПК Ресурс».

Мы подберем детали для вашей спецтехники. Бесплатно проконсультируем и доставим по Москве или в регионы в течение 7 дней. В нашей команде 15 экспертов с профильным образованием. В ассортименте — оригинальные запчасти для техники различных брендов.

Подпишитесь на наш
telegram канал

Присоединяйся к нам Telegram канал,
чтобы получить ещё больше интересного
контента и быть в курсе всех новостей
Нас уже больше 10 тысяч

Есть вопросы по запчастям?
Звоните нам или пишите в мессенджеры!

Пн. - Пт. 09:00 - 20:00
+7 495 211-43-33

    Номер телефона

    Комментарий

    Нажимая кнопку “Получить консультацию” вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

    СПК РесурсМенеджер
    Есть вопросы по запчастям? Мы ответим! Написать в WhatsApp