Асфальтобетонная смесь состоит из различных компонентов. Каждый из них важен для обеспечения хороших эксплуатационных свойств дороги. Сегодня расскажем о составляющих асфальтобетона, технологии его изготовления и спецтехники, которая используется для смешивания.
Добавки в составе асфальта, улучшающие его свойства
Основной состав асфальта:
- Крупнозернистый щебень и гравий различных горных пород — диаметром до 40 мм. Это каркас смеси, который обеспечивает прочность и несущую способность дорожного покрытия.
- Мелкозернистые фракции щебня диаметром 5–15 мм. Используется в качестве верхнего покрытия, если асфальт укладывают в два слоя.
- Карьерный песок или отсев, полученный после дробления щебня — мелкозернистые фракции.
- Жидкий или вязкий битум для асфальта. Первый используют для прокладки дорог в зимний сезон, второй — в теплое время года. Коэффициент вязкости зависит от конкретного состава смеси и температуры укладки асфальта.
В смеси также присутствуют различные добавки для асфальта:
- Адгезионные. Они обеспечивают морозостойкость и прочность асфальта, чтобы на нем раньше времени не появлялись трещины, выбоины и волны. Адгезионные присадки прочно сцепляют битум со щебнем и другими минеральными заполнителями. Выбор добавки будет зависеть от конкретной пары «камень + битум». Количество препарата выбирается по результатам предварительных лабораторных исследований.
- Порошки из минеральных агрегатов. Они делают асфальтобетон более плотным, упругим, водостойким, уменьшая риск коррозии и появления трещин.
- Химические. Они снижают или, наоборот, усиливают отдельные свойства асфальта. К примеру, химические присадки могут использовать для дорог с высокой загруженностью. Так смесь становится более стабильной и устойчивой к механическим воздействиям.
- Каучуковая крошка при изготовлении резиново-асфальтной смеси.
- Стабилизирующие с целлюлозным волокном. Оно помогает удерживать вяжущее вещество в структуре асфальтобетона, не позволяя ему вытечь наружу.
- Полимерные. Их добавляют в смеси, которые укладывают возле остановок общественного транспорта, перекрестков, участков возле пешеходных переходов, а также на мостах, взлетно-посадочных полосах. Такие примеси делают асфальт более упругим при воздействии высоких температур, устойчивым к интенсивным динамическим нагрузкам.
- Для противодействия шипованным шинам. Армирующие добавки защищают каменные материал от преждевременного истирания.
- Понижающие температуру. Они расширят диапазон эксплуатационных температур и позволяют уменьшить температуру укладки покрытия на 30–50 °C.
Из каких этапов состоит процесс производства асфальта
Технология изготовления асфальта:
- Подготовка сырья. Основные заполнители механически обрабатывают, чтобы получить нужный размер и форму зерен. Материл проходит через дробильную и ситовую установки. Также все компоненты предварительно просушивают при температуре +160 °C, так как часто они поступают на производство во влажном состоянии.
- Тщательное смешивание материалов: всех заполнителей с вяжущим/жидким битумом. Если это горячий асфальт, после добавления битума температура смеси обязательно поддерживается на уровне +170 °C — вплоть до укладки покрытия. Подобные условия возможны благодаря специальным бункерам, где асфальт хранится не более 4 дней.
- Добавление различных модификаторов, которые улучшают свойства асфальта.
- Контроль качества. После смешивания смесь проверяется на однородность, уровень температуры, степень вязкости. При необходимости вносятся корректировки.
- Транспортировка. Смесь доставляют к месту, где происходят работы по укладке асфальта. Ее перевозят в специальных изотермических машинах, которые поддерживают нужную температуру материала. Перевозка должна быть максимально быстрой, чтобы смесь не успела остыть.
У разных модификаций асфальтобетона (горячего, теплого, холодного) есть некоторые различия в технологии производства.
Спецтехника для изготовления асфальта
Для производства асфальта используют специальное оборудование — асфальтобетонные заводы (АБЗ). Их также применяют для переработки демонтированного покрытия и изготовления черного щебня (смешивания щебня с битумом).
Они могут быть стационарными, сборно-разборными или мобильными, передвижными. Последние часто используются при укладке горячего асфальта, так как в этом случае транспортировка материала не всегда целесообразна.
Выгоднее и эффективнее производить смесь сразу на месте, близкому к укладке. Не нужно дополнительно тратиться на перевозку, подготавливать площадку для установки оборудования. Передвижная спецтехника также быстрее запускается и способна производить большое количество смеси почти наравне со стационарными системами.
Мобильные АБЗ бывают трех типов:
- Прицепные. Подходи для изготовления небольшого количества смеси — для асфальтирования коротких дистанций. Производительность может варьироваться от 10 до 80 т/час.
- Трейлерные. Есть модели со средней эффективностью, которые позволяют смешивать до 160 т/час, и более мощные — с производительностью до 600 т/час.
- Контейнерные.
По принципу функционирования АБЗ также бывают цикличными и непрерывными. На первых применяются дозаторы и оборудование периодического использования. На вторых — все этапы подготовки, смешивания и выгрузки готовой смеси происходят одновременно. Полная автоматизация производства.
Современные тренды и технологии производства асфальта
Чтобы асфальт не изнашивался долгое время, компании внедряют различные современные технологии:
- Использование геосинтетических материалов. Часто используют геотекстиль и геосетку. Они позволяют экономить на других компонентах, делают дорогу устойчивой к дождям и таящему снегу.
- Ресайклинг и добавление асфальтогранулята (вторичный материал после фрезирования старого покрытия) в соотношении 20% к общей смеси.
- Литой асфальтобетон. Данный материал обладает высоким уровнем износостойкости. Он поглощает напряжение от движущихся машин. При этом смесь не нуждается в уплотнении и легко сцепляется с другими слоями полотна.
Прокладка автомобильных дорог начинается с изготовления асфальтобетонной смеси — по специальной технологии. Она состоит из щебня, гравия, песка, минерального порошка и различных добавок, которые улучшают свойства и срок годности покрытия.
Асфальтобетон изготавливают в специальных асфальтобетонных заводах. Они могут быть стационарные и передвижные «на колесах», особенно если речь идет о горячем материале, где важно скорость доставки материала к месту покрытия, пока тот не остыл.
Если вам необходимо приобрести запчасти для АБЗ, обращайтесь в нашу компанию «СПК Ресурс».
Мы подберем детали для вашей спецтехники. Бесплатно проконсультируем и доставим по Москве или в регионы в течение 7 дней. В нашей команде 15 экспертов с профильным образованием. В ассортименте — оригинальные запчасти для техники различных брендов.